Если кратко, то на этом этапе надо понять две вещи: 1) Курение не имеет ничего общего с удовольствием; 2) Научившись курить, мы обрекли себя на проблему, которую можно называть по разному - дискомфорт, мучения, недовольство, неудобство, стресс, зависимость, рабство. Суть от выбора названия не изменится - точка невозврата пройдена и теперь у нас два пути: курить и страдать, или не курить и страдать. Но страдание, пусть и в разной степени интенсивности, нам обеспечено и гарантировано. И это уже не изменить. Никак.

Единственное, что мы можем сделать, это облегчить страдание, сведя его к минимуму. Ну и, конечно же, надежда, что когда-нибудь этот дискомфорт пройдёт, как головная, или зубная боль.

В этом разделе сайта собраны материалы, которые помогут понять, откуда взялось большинство из известных нам “фактов”, что на самом деле мы испытываем от выкуренной сигареты и что мы можем противопоставить внутреннему попрошайке, уговаривающему нас не читать дальше, не думать, отложить принятие решения “на потом”, которое, как вы понимаете, никогда не настанет.

Ложь, в которую мы безоговорочно верим.

Удивительно, но никогда не курившие люди уверены, что знают о сигаретах некоторые “факты”, большинство из которых - не более, чем грамотно составленная выдумка табачных компаний. Эти “знания” представляют собой серьёзную опасность - они не имеют ничего общего с действительностью, но наделяют сигареты целым набором “качеств”, которых нет и впомине. И если в какой-то момент, поддавшись слабости, усталости, или желанию испытать что-то новое, человек закуривает, то очень скоро он обнаружит явные противоречия между своими ожиданиями и фактическими ощущениями. Но даже при таком раскладе, он скорее будет думать, что это с ним что-то не так, нежели поставит под сомнения свои “знания” о сигаретах. Это происходит благодаря наблюдениям, неосознанной фиксации некоторых “фактов” и благодаря чужому опыту, который оказывается сильнее, чем свой собственный.

О лжи в табачной индустрии.

Используя рекламу в модных глянцевых журналах и кинематограф, табачным компаниям удалось убедить бОльшую часть населения планеты в том, что сигареты обладают целым набором “качеств”, которые делают их просто незаменимыми. Эту ложь преподнесли так достоверно, что в неё поверили все, в том числе и никогда не курившие люди. 

Одним из таких всеобщих заблуждений является уверенность в том, что когда человек курит, он получает сильное, почти неземное удовольствие. Это ложь чистой воды, но она имеет под собой хорошо продуманное и потому безупречно работающее основание.

Реклама в кино - самая эффективная

Хоть я и ни психолог, ни специалист по рекламе, логика и здравый смысл позволяют мне сделать вывод, что кино - один из самых мощных механизмов убеждения зрителя в чём бы то ни было.
Благодаря образам, которые создаёт кинематограф, у зрителя, а это может быть значительная часть населения планеты, формируется определённое отношение к чему угодно - от элементов гардероба до целых сообществ людей.

Взять, к примеру, байкеров. В одном фильме это будет компания угрюмых, быдловатых мужиков, с зачаточным уровнем интелекта и весьма смутным представлении о добродетели. С примитивными “хотелками” на уровне животных инстинктов и явной принадлежностью к криминалитету.

Когда я читал первую книгу Аллена Карра, я никак не мог понять, о каком страхе он всё время говорит. На тот момент, я давно уже хотел бросить курить и меня не надо было в этом убеждать. Поэтому я не испытывал никакого страха и, как мне казалось, был готов к любым испытаниям, лишь бы не ощущать “мук отвыкания”, как называл это Карр.

Недавно я, кажется, понял, о каком страхе говорил Аллен.

Я сейчас поделюсь своими соображениями, а потом попрошу прочитать этот пост наших девчонок в офисе и поделиться их своим мнением по поводу написанного. Самому интересно - правильно я распознал эти страхи, или нет.

Если честно, то ответом на вопрос, которым озаглавлен этот материал, будет: "Ничего хорошего". Это грустно, но это так. Разумеется, я покажу, на чем основаны такие пессимистичные выводы и как их обратить себе на пользу, чтобы, наконец, обрести долгожданную свободу.

Давайте подробно рассмотрим схему, по которой мы курим долгие годы. Согласитесь, что прежде чем пытаться поменять что-то в работе любого механизма, надо совершенно четко понимать, как в нем все устроено, дабы не получить неожиданных результатов и не сделать хуже.

А в случае с сигаретами, мы имеем дело с огромным количеством навязанных заблуждений и неверных представлений.

Взлом схемы куренияЧтобы сломать схему, рассмотренную в предыдущем материале, достаточно удалить первый пункт из того цикла, по которому живет любой курильщик. Таким образом, мы остановили бы процесс формирования нового никотинового голода. Но вся сложность в том, что старый, порожденный предыдущей сигаретой, никуда не делся. Он-то и гонит нас на улицу. И, если бы это было так просто, то число курящих людей сократилось бы до горстки экспериментирующих подростков, да кучки людей, убеждённых в безопасности и абсолютной безвредности этого занятия для организма.

Прежде, чем двигаться дальше, необходимо узнать, осознать и принять два слова, имеющих прямое отношение к абсолютно любому курильщику. Для особого подчеркивания этой фразы, я повторю её следующим образом:
Абсолютно. Любому. Курильщику.

Слова, о которых пойдет речь, тоже не добавляют оптимизма и эти слова - НЕОБРАТИМОСТЬ и ОБРЕЧЕННОСТЬ.

Должен сказать, что хоть это и кажется на первый взгляд, сомнительным, но именно в них, в этих словах, в их осознании и принятии, скрывается выход. Но, обо всем по порядку.

Итак, мы стали курильщиками. Это - факт. Возврата к тем временам, когда мы не знали, что такое курить, уже нет. И это - тоже факт.

Применительно к сигаретам, у нас всего два пути - курить, или не курить. Плохие новости состоят в том, что каждый из них гарантирует появление новых для нас проблем. То есть, какой путь мы ни выберем, мы, в любом случае, столкнемся с разного рода неприятностями и трудностями, что и объясняет применение именно это слова - “Обреченность”.

Проблемы эти не очевидны, заметны не сразу и, поначалу, не доставляют особых хлопот. Но в этом и заключается их коварство.

После таких, скажем прямо, не добавляющих оптимизма слов, как НЕОБРАТИМОСТЬ и ОБРЕЧЕННОСТЬ, трудно верить и настраиваться на успех, не правда ли? Но, как я уже говорил, я увидел выход БЛАГОДАРЯ, а не ВОПРЕКИ такому положению дел.

И вот, в чем кроется смысл: если сделать, как советовал герой Маковецкого в “Ликвидации”, обращаясь к одному из бандитов: “Сеня, оглянись и трезво содрогнись”, то станет понятно, что выбирать приходится всего из двух вариантов, каждый из которых, по своему плох.

Вам, наверняка, приходилось видеть в фильмах эпизоды, в которых главный герой решает сложную умственную задачу. Это может быть конструктор, исследователь, сыщик, кто угодно.

Как правило, эти размышления проходят в клубах табачного дыма, звучит тревожная музыка, её громкость и темп постепенно нарастают, доходят до максимума, герой курит одну сигарету за другой, оператор выхватывает крупным планом переполненную пепельницу. Герой делает затяжку, еще одну… и вот, его лицо озаряется улыбкой и облегчением от только что найденного решения и мелодия фоновой музыки меняется на торжественную и бравурную.

Их не очень много, но их сила и коварство в том, что в них верят самые разные категории людей, объединенных по самым разным признакам, будь это возраст, род занятий, статус или даже пол. И воспринимают, как самое достоверное знание, полученное из книг.

Конечно, в первую очередь, вся эта мифология нацелена на подростков - ведь для Табачных Компаний (ТК) важно получить новых потребителей. Поэтому, часть мифов создана с прицелом на работу с молодежью, а часть - на работу с уже имеющимися курильщиками, которые составляют более взрослую и разумную аудиторию.